Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Перейти к полной версии этой страницы на форумах сайта Электрик: Несколько вопросов по расчету аккумуляторной батарей и ее установке
Форумы сайта ЭЛЕКТРИК > Обо всем > Вопросы от профессионалов


reverber
Здравствуйте, коллеги. Второй год занимаюсь проектированием собственных нужд ПС и никак не могу найти конкретных ответов на некоторые вопросы:

1) при расчете емкости АБ следует учитывать толчковую и постоянную нагрузку. С постоянной понятно, но понятие "толчковая" для меня несколько размыто. Понятно, что эта нагрузка по большей части - электромагниты управления высоковольтных выключателей. Но вот сколько их учитывать при расчете, непонятно. Ведь все сразу выключатели не будут отключаться или включаться персоналом или автоматикой. Т.е. толчковая нагрузка - это не простое умножение потребляемого тока электромагнита на количество ячеек с выключателями. При этом, емкость будет сильно завышена. С другой стороны непонятно, сколько их брать для расчета. Обычно я считал на 2 секции ячеек 10кВ так - (2 вводных ячейки + 2 секционные + 3 линейные)x Iпотр. Но не уверен в правильности. Прошу мне с этим вопросом помочь и разобраться.

2)В ПУЭ п.4.4.20 сказано "Ошиновка аккумуляторных батарей должна выполняться медными или алюминиевыми неизолированными шинами или одножильными кабелями с кислотостойкой изоляцией". Заказчик же требует некий "сертификат" о кислотостойкости кабеля, либо ставить всё "по старинке" шинами. Я много общался с заводами, производящими кабели, и НИ ОДИН мне не мог предоставить данный сертификат. При этом, работники завода (со знанием дела) предлагали мне для установки кабели с ПВХ изоляцией. На многих форумах, да и при общении с коллегами приходили к этому же мнению. медные и алюминиевые шины - это "прошлый век", и давно уже всё устанавливается кабелями с ПВХ. Он вроде как устойчив к разбавленной серной кислоте. Его может разъесть разве что концентрированная.
Что касается "мифического" сертификата, то я немало времени потратил на его поиски. Даже производители батарей, которые также в комплекте свой кабель предоставляют, не имеют этого сертификата.
Как я это понимаю, сертификат - это соответствие нормативу (ГОСТу), а такого норматива, касающегося кислотостойкости кабелей, в принципе нет.
На шины я проект переделал, и придется это делать и не раз, пока этот бюрократический вопрос не решу.

Дайте совет по этим вопросом, или давайте поразмышляем на эту тему....
ORGANIZM®
Цитата(reverber @ 1.8.2012, 14:35) *
1) при расчете емкости АБ следует учитывать толчковую и постоянную нагрузку. С постоянной понятно, но понятие "толчковая" для меня несколько размыто.

2)В ПУЭ п.4.4.20 сказано "Ошиновка аккумуляторных батарей должна выполняться медными или алюминиевыми неизолированными шинами или одножильными кабелями с кислотостойкой изоляцией".
На шины я проект переделал, и придется это делать и не раз, пока этот бюрократический вопрос не решу.

Дайте совет по этим вопросом, или давайте поразмышляем на эту тему....

Ну, давайте поразмышляем. Постоянную нагрузку расчитать можете же? Толчковую легко рассчитаете, забив в расчет приблизительное количество "толчков", умноженных на потребляемый ток и на время действия "толчка". Теперь, исходя из основного требования к проектируемой системе - надежности, накинем немного на то, что акумуляторы новые и хорошо подобранные не имеют такого разброса параметров как, например трехлетние... Напряжение на банках 2,23-2,24..... буквально у всей батареи.... А у трехлетних-то уже картина похуже будет? А у пятилетних? В общем, это надо учитывать тоже. Батарея одна, без резервной? Допускаете выход из строя одного элемента? Напряжение упадет на 2,23В.... Время работы оборудования изменится? В ответственных системах исходят из формулы n+1, где n - необходимое и достаточное количество оборудования. Т.е. две батареи понадежнее будут, да и обслуживать легче, лечить пока одна в работе. Я уверен, вы прекрасно всё это знаете. О кабеле. Вы батарю собираете из приобретенных на разных рынках аккумуляторов? Если нет, то приличные пацаны уже позаботились о вас и продадут батарею комплектную. У того же Sonnenschein, Varta и т.д покупайте да и всё. Они продадут батарею с комплектом перемычек и всеми необходимыми документами. Кстати, а чем не устраивают "дедовские" шины? Вполне прекрасно работают десятилетиями. Если все-таки я не убедил купить батарею у Varta.....тогда совет: не можете найти сертификат на кислотостойкость изоляции кабеля? Найдите только на изоляцию. Соответствует теперь ПУЭ? О бюрократии. На то они и Правила, чтоб заставлять людей их выполнять. Смиритесь, намного легче жить станет. Уберут именно эту строчку, вобьют другую. Нет смысла бороться с ветряными мельницами, если можно найти компромисс. Удачиicon_wink.gif
push
Чёйт сдается мне Вы не совсем понимаете шо це таке толчковая нагрузка... Попробую объяснить на простом примере. У вас есть 5 двигателей на 5 кВт , но в момент подачи питания включаются только 3, 2шт при этом в резерве. Пусковой ток двигателя примерно 4 номинальных Считаем (да определимся двигатель постоянного тока 230в к примеру) 5000/230=21.7 А х 4 = 86,8А х3 =260,4 А вот это и есть толчек, а номинал 86А. Т.е. учитывается пусковой ток в момент подачи напряжения и индуктивной нагрузке как на машине в момент запуска стартер берет порядка 250А, но емкость акк. 50-65 А/ч. Одним словом у аккумулятора есть х-ка толчкового тока (или ударного, не помню давно занимался) т.е. какой максимальный ток и в течении какого времени (время переходных процессов в цепи) способна выдержать батарея при уменьшении напряжения на клеммах в заданных пределах. По простому если подать питание все ли устройства сработают (которым необходимо) при кратковременной просадке напряжения. Дальше пусковые токи уменьшаются и работа происходит в нормальном режиме и один два контактора особой погоды не сделают. Еще пример ДГУ способно толчком включать 60% нагрузки. Например 100 кВт, но в начальный момент можно включать только 60 кВт и то с учетом пусковых токов, потом режим устанавливается и ДГУ способна тащить до 120 кВт, а если сразу прицепить скажем 80 кВт -мотор заглохнет. Как то вот так.
reverber
С толчковой нагрузкой у меня немного иная ситуация. Двигателей постоянного тока на проектируемой подстанции нет, по крайней мере ответственных. Движки приводов на выключателях 220кВ и 10кВ питаются по переменке. Постояный ток требуется для электромагнитов управления выключателей. Т.е. я конкретно знаю потребителей постоянного тока с кратковременной нагрузкой, но не могу точно вставить в расчет их количество. Например, у меня стоит 5 выключателей 220 кВ. Каждый имеет по 2 ЭМО и один ЭМВ, потребляемый ток, допустим 1.5А. Но все 5 выключателей не будут включаться или выключаться одновременно. Т.е. толчковый ток с АБ не будет равен 5x3x1.5=22.5А. То же самое с КРУ-10 кВ. Там 4 вводных ячейки, 4 секционных, 6 линейных,плюс ТСН, ТН и ДГК по две. В каждой ячейке по одному ЭМО и ЭМВ. Я же не могу всё взять и тупо сложить, ток будет очень завышен. Ясно, что нужно взять какое-то число ячеек для расчета кратковременной нагрузки. Но нигде я конкретной информации я не находил. В паре примеров проектов я встречал, что толчковая нагрузка считалась так: складывались токи ЭМО+ЭМВ для 2 вводных ячеек, двух секционных и трех линейных. Это для КРУ-10кВ. А токи ЭМ для выключателей на высокой стороне (220 или 110 кВ) просто складывались. Текстовых объяснений в пояснительной записке по этому поводу я не нашел. Меня гложут сомнения, вот и решил сюда ниписать.
Может я еще многого не понимаю, конечно, но вопрос созрел не с бухты-барахты, и я много спрашивал коллег по этому поводу. Пожимают плечами.
ORGANIZM®
Цитата(push @ 2.8.2012, 10:26) *
Чёйт сдается мне Вы не совсем понимаете шо це таке толчковая нагрузка...

Я-то как раз понимаю о чем речь и именно поэтому предлагал просуммировать эту нагрузку
push
Ну раз всем все понятно, тогда в чем вопрос? Моделируем ситуацию отсутствия напряжения, потом его подачу от акк. включается часть оборудования. Вот его и суммируем. Если возможен вариант включение большего числа аппаратов, в расчет принимаем по максимуму, дабы исключить ситуацию когда что то не включится. Да, возможно завышение, но как грится лучше перебдеть! Есть еще такое понятие - надежность и как ее называют "четыре девятки" (9999 или 0,9999) отсутствие напряжение там, насколько помню, менее 1 часа в год. Дык вот тут применяются схемы N+1 или вообще полное резервирование. Так что при необходимости безотказной работы системы, завышенная мощность вполне обоснована
Roman D
Цитата(reverber @ 2.8.2012, 11:17) *
Каждый имеет по 2 ЭМО и один ЭМВ, потребляемый ток, допустим 1.5А.

Привод ПЭ-31 от МКП-35: ЭВ кушает в установившемся режиме амперов так 250 при напряжении 110 В.

Тут вопрос: ЧТО питается от аккумулятора? Релейка? Приводы? Какие?
Если на подстанции пара-тройня С-35ых, то и батарея будет соответствующая, чтобы включиться после N часов отсутствия напряжения на вводе и работы РЗиА и аварийного освещения от батарей; при минимальной температуре.
А коли у нас пару ячеек с тавридовскими вакуумниками, то и АКБ будет маленькая.

Цитата(reverber @ 1.8.2012, 13:35) *
2)В ПУЭ п.4.4.20 сказано "Ошиновка аккумуляторных батарей должна выполняться медными или алюминиевыми неизолированными шинами или одножильными кабелями с кислотостойкой изоляцией".

Алюминий при взаимодействии с серной кислотой бурно реагирует с выделением водорода.
Медь с H2SO4 начинает работать очень тяжело (только в концентрированном виде).

Поэтому применение алюминия (даже в кислотоупорной оболочке) в кислотной аккумуляторке - безграмотность на уровне школы.
4udak
Алюминий при взаимодействии с серной кислотой бурно реагирует с выделением водорода.
Медь с H2SO4 начинает работать очень тяжело (только в концентрированном виде).

Поэтому применение алюминия (даже в кислотоупорной оболочке) в кислотной аккумуляторке - безграмотность на уровне школы.
[/quote]

Знаю точно, сам монтировал и не один раз, что вся связь (Релейные и координатно - шаговые АТС) десятки лет работала на СК аккумуляторах в 500, 1000 и более Ач с аллюминиевыми шинами и не отгорала. Плюс голый, только покрашен в красный цвет. Минус обмотан киперной лентой и покрашен в синий цвет. На цифровые АТС сейчас монтируют герметичные баттареи с рекуперацией газов прямо в стойках с аппаратурой. Какой тип баттарей устанавливается? Если герметичные, возможно проблема создана искуственно и кабел типа простого ВВГ вполне годится.
С другой стороны ЗАКАЗЧИК ВСЕГДА ПРАВ.
Джоуль
От АБ питаются ШС, ШУ, релейка, ну и ШПЭ и ПЭ. Но я впервые слышу чтобы применяли два комплекта АБ. У нас везде применяют один комплект АБ(со 105 банки-232В на ШУ, ШС, релейка и с 127 банки-282В если не ошибаюсь, на ШПЭ и ПЭ). При ремонте АБ применяются шунты. Так для информации, ШПЭ-110 потребляет при включении 360А, ПЭ-10 в районе 90А. Выключатели никогда не включаются одновременно, для этого и существует релейная блокировка. По поводу толчковой нагрузки самому стало интересно, сегодня поузнаю на работе.
Roman D
Цитата(Джоуль @ 6.8.2012, 1:30) *
От АБ питаются ШС, ШУ, релейка, ну и ШПЭ и ПЭ. Но я впервые слышу чтобы применяли два комплекта АБ.

От АБ ещё питается аварийное освещение обычно. Но две батареи - это для ТП перебор..
При расчете следует принять ещё то, что ёмкость АКБ садится с течением времени, и через Н лет её внутреннее сопротивление может возрасти настолько, что аккумулятор не сможет запустить погасшую в результате блэкаута подстанцию.
sanich-sanich
Цитата(Roman D @ 6.8.2012, 16:41) *
От АБ ещё питается аварийное освещение обычно. Но две батареи - это для ТП перебор..
При расчете следует принять ещё то, что ёмкость АКБ садится с течением времени, и через Н лет её внутреннее сопротивление может возрасти настолько, что аккумулятор не сможет запустить погасшую в результате блэкаута подстанцию.

sanich-sanich
При расчете толчкового тока, при отсутствии электромагнитных приводов, принимается срабатывание ДЗШ системы шин, либо ДЗТ для схемы 4Н
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
   Rambler's Top100      
Электрик © 2002-2008 Oleg Kuznetsov     
  Русская версия IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.