Привет всем. Наши монтажники смонтировали шины заземления на площадке реклоузера, и покрасили их в желто-зеленый цвет. Приехал проверяющий и заставил перекрасить шины в черный цвет. Наши перекрасили. Через какое то время приехал другой проверяющий и заставил опять покрасить в ЖЗ цвет.
*Я пытался разобраться в этом вопросе и нашел вот это:
ПУЭ 1.1.29. Для цветового обозначения отдельных неизолированных проводников должны быть использованы цвета в соответствии с ГОСТ Р 50462 Проводники защитного заземления, а также нулевые защитные проводники в ЭУ до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т.ч. шины, должны иметь цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины (для шин от 15 до 100 мм) желтого и зеленого цветов.
* Далее в упомянутом ГОСТе п.3.2.2. Зелено-желтая комбинация должна использоваться только для идентификации нулевого защитного проводника.
*Вот я и задумался над этой формулировкой "только для идентификации нулевого защитного проводника."
Что скажите, правомощно ли требование покрасить шину заземления в черный цвет, и где этот НД который требует "черный"?
*Кстати ПУЭ нам говорит, что: "Проводники защитного заземления, а также нулевые защитные проводники", а в ГОСТе сказано только "нулевые защитные".
moshkarow
23.6.2015, 12:10
Цитата(Transformator @ 23.6.2015, 10:59)

* Далее в упомянутом ГОСТе п.3.2.2. Зелено-желтая комбинация должна использоваться только для идентификации нулевого защитного проводника.
*Вот я и задумался над этой формулировкой "только для идентификации нулевого защитного проводника."
это значит , что монтаж щита или другой электроустановки запрещено вести проводом со цветом жилы желтый или зеленый .
тк желто- зеленый используется только для обозначения защитного заземления.
Кстати шины запрещено красить в желтый и зеленый цвет .
Есть бумага с ростехнадзора , что шины не красятся , а периодически около спуска рисуется желтый квадрат с черной кромкой . На желтом квадрате ставиться обозначение L1 L2 L3 черным цветом
Цитата(Transformator @ 23.6.2015, 10:59)

Что скажите, правомощно ли требование покрасить шину заземления в черный цвет, и где этот НД который требует "черный"?
НЕ правомерно
Гость сочувствующий
23.6.2015, 14:13
Цитата(Transformator @ 23.6.2015, 10:59)

...
Что скажите, правомощно ли требование покрасить шину заземления в черный цвет, и где этот НД который требует "черный"?
...
ПТЭЭП, 2.7.7. @Открыто проложенные заземляющие проводники должны быть предохранены от коррозии и окрашены в черный цвет."
Цитата(Гость сочувствующий @ 23.6.2015, 15:13)

ПТЭЭП, 2.7.7. @Открыто проложенные заземляющие проводники должны быть предохранены от коррозии и окрашены в черный цвет."
Спасибо. Но теперь возникает противоречие:
*
ПУЭ 1.1.29.Проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также нулевые защитные проводники обозначяются чередующимися продольными или поперечными полосами желтого и зеленого цветов.
ПТЭЭП 2.7.7. заземляющие проводники должны быть окрашены в черный цвет.
*
Хотя попробую предположить, т.к. в нашем случае реклоузер вновь водимый объект, значит руководствуемся ПУЭ т.е. красим жел-зел. Верно мыслю или есть еще другие варианты?
Гость сочувствующий
23.6.2015, 15:23
Цитата(Transformator @ 23.6.2015, 14:35)

...
Хотя попробую предположить, т.к. в нашем случае реклоузер вновь водимый объект, значит руководствуемся ПУЭ т.е. красим жел-зел. Верно мыслю или есть еще другие варианты?
Может стоит поступить так: красим в чёрный цвет, а на концах, в местах присоединения, наносим жёлто-зелёные полосы?
moshkarow
23.6.2015, 15:25
Желто-зеленый принцип старого ПУЭ
Основная цель идентификации проводников — обеспечение безопасной эксплуатации электроустановок. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 50462*, желтый и зеленый цвета могут использоваться только в комбинации желто-зеленого цвета, применяемой исключительно для обозначения защитных (нулевых защитных) проводников (PE).
Использование для идентификации желтого или зеленого цветов не допускается, если существует опасность смешивания одноцветных желтых или зеленых проводников с проводниками, маркированными комбинацией этих цветов.
В свое время на основании ГОСТ Р 50462 в п. 2.1.31 ПУЭ 6-го изд. были внесены дополнения, устанавливающие цветовую маркировку проводников электропроводок, однако не изменились требования п. 1.1.29 ПУЭ 6-го изд. к цветовой маркировке шин, которая допускала одновременное применение желтого и зеленого цветов для идентификации фазных шин и комбинации желтого и зеленого цветов для обозначения защитной шины. Среди новых глав ПУЭ 7-го изд., утвержденных приказом Минэнерго России в июле 2002 г. и введенных в действие с 1 января 2003 г., есть и «Общая часть» (глава 1.1), содержащая, в частности, требования по цветовой идентификации проводников: «1.1.29. Для цветового и цифрового обозначения отдельных изолированных или неизолированных проводников должны быть использованы цвета и цифры в соответствии с ГОСТ Р 50462 ... Проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т. ч. шины, должны иметь ... цветовое обозначение чередующимися ... полосами одинаковой ширины ... желтого и зеленого цветов».
Однако следующий пункт нового ПУЭ, сохраняя ошибку старого издания, противоречит и нормам ГОСТ, и собственным требованиям (п.1.1.29):
«1.1.30. ... цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми. Шины должны быть обозначены:
1) при переменном трехфазном токе: шины фазы А – желтым, фазы В – зеленым, фазы С** – красным цветом;
2) при переменном однофазном токе шина В ... – красным цветом, шина А ... – желтым цветом...» .
ГОСТы другие — принцип тот же
Помимо ГОСТ Р 50462, в России действуют и другие стандарты, в которых изложены требования к цветовой идентификации проводников. ГОСТ Р МЭК 60173-99 «Расцветка жил гибких кабелей и шнуров» разработан на основе стандарта МЭК 60173 1964 г., введен в действие с 1 июля 2000 г. (требования к унифицированной расцветке жил гибких кабелей и шнуров, имеющих не более пяти жил). Основная цель унифицированной расцветки – увеличение электробезопасности при эксплуатации переносных и передвижных электроприборов, подключаемых к стационарным электропроводкам с помощью штепсельных разъемов.
ГОСТ Р МЭК 60227-1-99 «Кабели с поливинилхлоридной изоляцией на номинальное напряжение до 450/750 В включительно. Общие требования» разработан на основе стандарта МЭК 60227-1 1993 г., двух изменений к нему и введен в действие с 1 июля 2000 г. (требования к кабелям с поливинилхлоридной изоляцией и оболочкой или без оболочки).
ГОСТ Р МЭК 245-1-97 «Кабели с резиновой изоляцией на номинальное напряжение до 450/750 В включительно. Общие требования» разработан на основе стандарта МЭК 60245-1 1994 г., введен в действие с 1 января 1998 г. (требования к кабелям с изоляцией и оболочкой из резины или без оболочки).
В соответствии с этими стандартами, при обозначении изолированных жил расцветкой желто-зеленая комбинация используется только для обозначения той жилы кабеля, которая предназначена для применения в качестве защитного проводника, и не должна применяться для идентификации других жил.
Прочие жилы должны иметь только один цвет, причем зеленый, желтый, красный, серый и белый цвета вообще не могут применяться для обозначения жил многожильного кабеля.
Цена ошибки
Уникальная цветовая идентификация проводников в электроустановках и в электрооборудовании используется для уменьшения вероятности неправильного соединения проводников, для повышения электробезопасности. В стандартах МЭК установлено, что двухцветной комбинацией желто-зеленого цвета должны обозначаться только защитные проводники. Использование этих цветов для маркировки не допускается, если возможно перепутать желтые и зеленые проводники с проводниками комбинированной расцветки.
Изложенные выше принципы цветовой идентификации проводников, используемые в стандартах МЭК, в национальных стандартах развитых стран и в государственных стандартах России, до сих пор не нашли своего применения в главе 1.1 ПУЭ.
Такой вариант идентификации фазных шин, который предписан пунктом 1.1.30 ПУЭ 7-го издания, неизбежно увеличивает вероятность поражения человека электрическим током. В сложившейся ситуации следует срочно устранить ошибки в ПУЭ, приведя документ в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50462. Во всех электроустановках маркировку фазных шин желтым и зеленым цветами необходимо изменить на маркировку, например, черным и коричневым цветами, так как в перечисленных стандартах они являются предпочтительными для обозначения фазных проводников.
Перепутать защитные желто-зеленые шины и фазные шины с желтой или зеленой расцветкой очень легко, поэтому возрастает вероятность ошибочного подключения к фазным шинам защитных проводников электроустановок. На открытых проводящих частях электрооборудования может появиться смертельно опасное напряжение. Цена подобной ошибки – жизнь человека.
* ГОСТ Р 50462-92 (МЭК 446-89) «Идентификация проводников по цветам или цифровым обозначениям», на который дана ссылка в ПУЭ, разработан на основе стандарта МЭК 60446 1989 г., введен в действие с 1 января 1994 г. и содержит требования, устанавливающие цветовую и цифровую идентификацию проводников, используемых в электрических цепях электроустановок и электрооборудования.
** В новых государственных стандартах России, разработанных на основе стандартов Международной электротехнической комиссии (МЭК), фазные проводники обозначаются буквой «L». Старое обозначение фазных шин «А, В и С», которое до сих пор используется в главе 1.1 ПУЭ седьмого издания, следует заменить новым обозначением «L1, L2 и L3» так, как это сделано на рисунках 1.7.1–1.7.5 в главе 1.7 ПУЭ.
Виктор Шатров, референт Ростехнадзора
В равной степени допускается окраска магистралей заземления (проводников защитного заземления) в закрытых распределительных устройствах и в черный цвет, и чередующимися полосами желтого и зеленого цветов.
При окраске магистралей в черный цвет необходимо нанесение продольных или поперечных полос желтого и зеленого цвета шириной 15–100 мм (ПУЭ, п. 1.1.29). Эти полосы должны быть нанесены в местах, позволяющих из любой точки распределительного устройства определить назначение магистрали, а также в местах, предназначенных для присоединения к полосе другого, например переносного, оборудования
moshkarow,
Все верно, но с небольшим продолжением.
В связи с тем , что ни в ПУЭ ни в ПТЭЭП не вносились (не внесены на сегодня) какие либо дополнения и изменения по расцветки магистрали заземления, открыто проложенных заземляющих проводников и шин Потребитель вправе выбрать любой вариант: или черный цвет или ж/з. Проверяющий вправе потребовать окраски в любой (для него проверяющего) цвет, оговоренный в ПУЭ или ПТЭЭП, а также рекомендуемый стандартами МЭК или ГОСТ.