Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Перейти к полной версии этой страницы на форумах сайта Электрик: Вопрос про комутацию трансформатора
Форумы сайта ЭЛЕКТРИК > Теория > Вопросы по теории электротехники


ScorpionXXX
Как известно если трансформатор находиться в работе, то сначала нужно отключить выключатель по низкой стороне трансформатора, а потом выключатель расположенный на высокой стороне. При его включение в работу сначала выкокую подключают к сети а потом нискую сторону ставят под нагрузку. Вопрос а что будет если сделать наоборот?
gomed12
Цитата(ScorpionXXX @ 30.1.2010, 19:58) *
Вопрос а что будет если сделать наоборот?

1. Не всегда по ВН имеются коммут. аппараты (во всяком случае на ТП), способные выдержать токи нагрузки.
2. При 2-х трансформаторной ТП при их параллельной работе или закольцовке по НН, возможна подача обратного напряжения на ком. аппарат ВН и ошибочное включение заземляющих ножей.
Шаровая молния
Цитата(ScorpionXXX @ 30.1.2010, 19:58) *
Вопрос а что будет если сделать наоборот?


Ничего страшного, если на высокой стороне стоит выключатель нагрузки.
Гость_ScorpionXXX_*
Дело в том что у нас на ГПП даже установлена блокировка от ошибочного выключения и включения транса. Т.е. его можно включить или выключить только так как я сказал. На ГПП 2 транса которые включают в паралель перед тем как отключить один из трансов.
ScorpionXXX
Т.е. хотите сказать что ничего страшного не будет? Тогда зачем установлена такая блокировка?
_Alex_
Если на высокой именно выключатель, то ничего не будет. Ежели разъединитель, то последний не предназначен для коммутации под нагрузкой.
ScorpionXXX
На высокой стороне выключатель масленный + разьеденитель. Ключи управления выключателями находятся на пульте ГПП. Т.е. сначала они отключают низкую сторону, потов высокую (выключателями) а потом оперируют разьеденителями
asverevkin
Цитата(Гость_ScorpionXXX_* @ 31.1.2010, 1:13) *
На ГПП 2 транса которые включают в паралель перед тем как отключить один из трансов.
Ну дак по-другому то никак. Для того, чтобы вывести один из трансов в ремонт, нужно повесить всю его нагрузку на другой. Для начала надо засекционироваться (включить секционный выключатель по стороне НН), т.е. переключения по-любому надо начинать в РУ НН. После того, как нагрузку распределили между двумя трансами, можно выключать сначала ввод транса со стороны НН (раз в РУ НН уже зашли, чтобы включить ВС icon_smile.gif), а потом - откл. ввод транса "с головы". Вводить в работу в следующией последовательности: включить ввод транса с ВН (сняв заземления, ессно) затем войти в РУ НН, врубить ввод транса со стороны НН, а потом только вырубать секционник в том же РУ НН (если наоборот, то надо сначала снять заземления на трансе, затем идти в РУ НН, включать ввод нн, потом снова шагать на ОРУ, дабы включить ввод вн, и потом снова в РУ НН, выключать секционник, никчему эта беготня). Такая последовательность для обеспечения непрерывности электроснабжения. Если имеем однотрансформаторную ТП, то ничего страшного нет (если стоят выключатели, а не разъединители, ессно), разве что забудут отключить заземление, да и кому надо скакать лишний раз туды-сюды (и для выключателей лишняя коммутация тока нагрузки нежелательна).
P.S. Прошу прощения, не прочитал пост №7. Хоть и у нас все по старинке, вручную, а у Вас управление КА осуществляется с пульта, но суть вышесказанного все равно не меняется... Обратная последовательность коммутационных операций нежелательна в Вашем случае, ибо выключателям легче коммутировать ток ХХ, нежели ток нагрузки, следовательно, это отражается на сроке их службы.
dimbas
Так же блокировка еще нужна для правильной работы релейной защиты. При кз в трансформаторе он сначала отключается со стороны ВН защитами установленными на выключателе, а после отключения выключателя ВН отключается по блокировке выключатель НН чтоб исключить подпитку места кз со стороны НН от второго трансформатора при срабатывании АВР
ScorpionXXX
Хорошо а скажите а это где-то в правилах требуется иметь такую блокировку? Или это прихоть проэктировщиков?
asverevkin
Цитата(ScorpionXXX @ 31.1.2010, 15:32) *
Хорошо а скажите а это где-то в правилах требуется иметь такую блокировку? Или это прихоть проэктировщиков?

Я, конечно, не шибко подкован в НТД, но думаю, что в Вашем случае такая блокировка желательна, но не обязательна (у нас же на п/ст нет, и никто не придирается). Ради интереса посмотрите ПТЭЭП пп. 1.5.22, 1.5.32, 1.5.38 (т.е., согласно этим пунктам, допускается эксплуатация ЭУ без БУ). Вообще, ПТЭЭП обязывает оснащать БУ-ми лишь такие вещи, вроде индукционных установок, электростанций (в смысле ТЭП до 30 МВт) и еще там чегой-то. Но, повторюсь, я не проектировщик, однозначно правильного ответа дать не могу, может какие Правила и обязывают... Лучше дождемся комментариев компетентных специалистов...
Сергей ДД
Цитата(dimbas @ 31.1.2010, 7:16) *
Так же блокировка еще нужна для правильной работы релейной защиты. При кз в трансформаторе он сначала отключается со стороны ВН защитами установленными на выключателе, а после отключения выключателя ВН отключается по блокировке выключатель НН чтоб исключить подпитку места кз со стороны НН от второго трансформатора при срабатывании АВР

При срабатывании защит от внутренних повреждений Транса, отключаются оба выключателя почти одновременно, зависимости нет. А вот на срабатывание АВР пока ввод не отключится по низкой, АВР не сработает, там свои блокировки у релейщиков, не связанные с оперативной блокировкой.

Сначало транс ставится на ХХ по высокой стороне, что бы получить СН(собственные нужды) если он один например, так как ТСН в основном питается от шинного моста, а СН обеспечивают защиту транса(если нет АКБ или второго транса). и цепи разные там, например заводки груза(пружин) на выключателях с низкой стороны. Далеко не везде по два транса на ПС стоит. Да впринципе нечего страшного не будет если транс с низкой стороны запитать, есть даже такие режимы на подстанциях 35/10 кВ и 110/35 кВ, но нужно что бы подобный режим питания был предусмотрен и разрешон. Самим на свое усмотрение включать разьединители как захочется нельзя(то же условность зависящая от предоставленных полномочий, некоторым можно), нужно все таки и головой думать. А в правилах ПТЭЭС и С про блокировку сказано
5.4.10. Распределительные устройства напряжением 3 кВ и выше должны быть оборудованы блокировкой, предотвращающей возможность ошибочных операций разъединителями, отделителями, выкатными тележками комплектных РУ (КРУ) и заземляющими ножами. Блокировочные замки с устройствами опломбирования должны быть постоянно опломбированы.
Схема и объем блокировочных устройств определяются: по РУ, находящимся в ведении диспетчера органа диспетчерского управления соответствующего уровня, решением технического руководителя энергосистемы, по остальным РУ - решением технического руководителя энергообъекта.

6.8.2. Сложные переключения, а также все переключения (кроме одиночных) на электроустановках, не оборудованных блокировочными устройствами или имеющих неисправные блокировочные устройства, должны выполняться по программам, бланкам переключений.
К сложным относятся переключения, требующие строгой последовательности операций с коммутационными аппаратами, заземляющими разъединителями и устройствами релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики.
Перечни сложных переключений, утверждаемых техническими руководителями соответствующих энергообъектов и главными диспетчерами органов оперативно-диспетчерского управления энергосистем, объединенных и единой энергосистем, должны храниться на их диспетчерских пунктах.
Перечни сложных переключений должны пересматриваться при изменении схемы, состава оборудования, устройств защиты и автоматики.

6.8.12. Не допускается самовольно выводить из работы блокировки безопасности оперативно-диспетчерскому персоналу, непосредственно выполняющему переключения.
Деблокирование разрешается только после проверки на месте отключенного положения выключателя и выяснения причины отказа блокировки по разрешению и под руководством лиц, уполномоченных на это письменным указанием по энергообъекту.
В случае необходимости деблокирования составляется бланк переключений с внесением в него операций по деблокированию.
Max_Ti
Вы не в ту сторону смотрите. Дело в защитах транса. Когда вы отключаете транс по высокой стороне, то защиты на низкой стороне не чувствительны к повреждениям на высокой стороне. Это в том случае, если есть подпитка по низкой стороне.
Например. Есть транс 110/10. Отключили В-110 транса. На В-10 транса уставка 200 А. При повреждении либо в трансе (обмотка ВН) либо между трансом и В-110 ток будет 100 А, т.к. сопротивление транса больше сопротивления линии (в данном случае). Поэтому и рекомендуют отключать от низкой к высокой.
ЗЫ: я не релейщик, а диспетчер. так шо все "подробности" спрашивайте у релейщиков icon_smile.gif
Сергей ДД
Цитата(Max_Ti @ 2.2.2010, 8:32) *
Например. Есть транс 110/10. Отключили В-110 транса. На В-10 транса уставка 200 А. При повреждении либо в трансе (обмотка ВН) либо между трансом и В-110 ток будет 100 А, т.к. сопротивление транса больше сопротивления линии (в данном случае). Поэтому и рекомендуют отключать от низкой к высокой.
ЗЫ: я не релейщик, а диспетчер. так шо все "подробности" спрашивайте у релейщиков icon_smile.gif

При повреждении транса, по любой стороне работают защиты от внутренних повреждений, они направлены внутрь транса или на побочные эффекты сопровождающие повреждение(выделение газа например), в нормальную(не укороченную) зону дифзащиты входит и шинный мост и ошиновка по 110. И чуствительность этих защит очень высокая, достаточная для отключения транса не принося ему большого вреда от повреждения.

Вы же в примере приводите защиту типа МТЗ которая действительно может и не сработать, но она и не является основной. Пример на мой взгляд не совсем корректен.
Ну, а для более подробной и детальной информации конечно же надо рассказывать о всех защитах на конкретном примере.


Цитата
Как известно если трансформатор находиться в работе, то сначала нужно отключить выключатель по низкой стороне трансформатора, а потом выключатель расположенный на высокой стороне. При его включение в работу сначала выкокую подключают к сети а потом нискую сторону ставят под нагрузку. Вопрос а что будет если сделать наоборот?

Это помимо сказанного выше еще делается и для того, что бы оперировать коммутационными аппаратами при меньшем токе и меньшем напряжении. Перед отключением Транса его нужно разгрузить и отключать на х.х что бы ток выключателя был меньше, а если мы его разгрузим по низкой то получается надо начинать переключения с низкой стороны. На пальцах можно и так обьяснить.
ScorpionXXX
Хочу уточнить я немного неверно сказал как работает блокировка. Если надо отключить трансформатор и начать выполнять отключая его по высокой стороне, то релейная защита автоматически отключит и низкую сторону. Вот такой принцип.
Dmitry_G
Цитата(Сергей ДД @ 2.2.2010, 23:35) *
Это помимо сказанного выше еще делается и для того, что бы оперировать коммутационными аппаратами при меньшем токе


Вот-вот.Это то самое.
Max_Ti
to Сергей ДД
Интересно мне знать - откуда будет ток на ТТ-110 при отключенном В-110 транса для работы диф.защиты? Это первый вопрос.
С каких пор защита от внутренних повреждений транса реагирует на повреждение на шинном мосту? Это второй вопрос.

В-110 рассчитан на многократное отключение тока нагрузки. Переводить/отключать нагрузку рекомендуют на трансах которые коммутируются всякими ВН-ми, ПК....т.е. в распредсетях.

Цитата
Если надо отключить трансформатор и начать выполнять отключая его по высокой стороне, то релейная защита автоматически отключит и низкую сторону
Вот это правильно. Потому что не гарантируется правильная работа защит при таком режиме.

У нас в сетях есть такие ПС на которых есть запись в ремонтных схемах: разрешается питать транс 110/35/10 стороной 35/10.
Сергей ДД

Цитата
Интересно мне знать - откуда будет ток на ТТ-110 при отключенном В-110 транса для работы диф.защиты? Это первый вопрос.

При работе дифзащиты, при повреждении на стороне(обмотке) 110 при отключенном В-110 тока на тт-110 не будет, это верно, достаточно состороны подпитки 10 или 35. Дифзащита работает при несбалансированности токов внутрьтранса.

Цитата
С каких пор защита от внутренних повреждений транса реагирует на повреждение на шинном мосту? Это второй вопрос.

Зона действия дифзащиты ограничена трансформаторами тока, по стороне 10 кВ на вводе выключателя. Шинный мост находится между выключателем-10 вводом и трансом, то есть попадает в зону. В большинстве схем так. Бывает что дифзащита смонтирована от встроенных трансформаторов тока во ввода транса, но это редкость. Еще это называется укороченная зона дифзащиты, тогда шинный мост не попадает в зону.

Цитата
В-110 рассчитан на многократное отключение тока нагрузки. Переводить/отключать нагрузку рекомендуют на трансах которые коммутируются всякими ВН-ми, ПК....т.е. в распредсетях.

Просто не серьезно, между двумя отключениями под нагрузкой и без, выбирают без нагрузки. А отключение токов КЗ вообще ограничено на масленных выключателях.
Max_Ti
to Сергей ДД
Сходил я к релейщикам. После продолжительного дискуса было установлено что диф. защита отработает с достаточной чувствительностью (при той схеме что я описал). Хотя они же мне раньше рассказывали что может и не отработать. А связано это с единственным, специфическим случаем (если интересно - потом опишу). Так что извиняюсь что ввёл в заблуждение.

По поводу защиты от внутренних повреждений - я думал по поводу газовой. Диф.защиту не считаю как защиту от внутренних повреждений ИМХО.
Сергей ДД
Это Хорошо, что наша дискуссия вызывает желание, да и действие, прояснить некоторые вроде бы раньше очевидные вещи, и находится истина. Многие просто оставляют все как есть.
Ну, а диф защита трансформатора быстродействующая защита без выдержки времени, кто как не она должна отключить транс первой, при внутренних повреждениях, когда еще и газ не стал выделяться. Считайте её как хотите. Просто в ПТЭ есть пункт :
5.3.22. В случае автоматического отключения трансформатора (реактора) действием защит от внутренних повреждений его можно включать в работу только после осмотра, испытаний, анализа газа, масла и устранения выявленных нарушений.
В случае отключения трансформатора (реактора) защитами, действие которых не связано с его повреждением, он может быть включен вновь без проверок.

Если газа в газовом реле нет, газовая защита не работала, а транс отключился от Диф защиты, внешних повреждений и причин(палки, птицы, посторонние предметы...) нет. Что будете делать? С ваших слов дифзащита не защита от внутренних повреждений.
Вы судя по всему будете включать?

Max_Ti
Цитата
Вы судя по всему будете включать?

Нет, не буду включать - подожду лабораторию.

А то, что диф. защита не является защитой от внутренних повреждений (вернее - не только от внутренних) это моё личное мнение, которое никого не интересует. Я считаю что корректнее разделять защиты на основные и резервные...

Собственно по вопросу. Отключают транс можно и с высокой стороны и со средней.
Возможно устоявшийся порядок отключения (с низкой на высокую) связан с предварительным переводом нагрузки. Начиная с высокой стороны можно про перевод и забыть.
doro
Примерно этот же вопрос обсуждался уже на страницах форума. По этому поводу создана страница http://rzdoro.narod.ru/op_1.htm
Roman D
Цитата(doro @ 6.2.2010, 11:03) *
По этому поводу создана страница http://rzdoro.narod.ru/op_1.htm

Считаю, что и там тоже не Откровения Иоанновы. icon_smile.gif
Коммутационыый ресурс выключателя, особенно масляного, снижается после каждой операции Вкл-Выкл.
Даже для вакуумных выключателей. Не зря Таврида придумала вакуумные контакторы ВН, которые включают-выключают часто используемую нагрузку.
Меньше коммутируемый ток - меньше износ.
Сергей ДД
Насчет вакуума и высокого напряжения. При напряжении более 25 кВ, в вакууме начинает излучаться жесткое ренгеновское излучение и конструкция выключателя обрастает защитными барьерами и подобным. Конструкция усложняется значительно. Не буду на этом останавливаться, пусть физики рассказывают.
На выше указанном форуме почему то постоянно звучит что транс включают "отделителем"
Цитата
А может это пошло издавна, когда со стороны ВН стояли в основном отделители, которыми можно включать ток намагничивания, а ток нагрузки уже нельзя включать.

Это конечно мелочи, но отделителем никогда не включали трансы, он просто раз на 3-4 сгорит при заводке. Тот кто видел и заводил отделитель думаю меня поймет.
Причин почему начинаю включать по ВН, а отключать по НН очень много. Ну а блокировку нужно еще разделить на оперативную и РЗА. У них да же цепи питания разные и не пересекаются. Оперативная еще бывает механической, Генодмана например с рейками для ПС с обходной и сложной схемой. Там вообще замучаешься ходить просто что бы "ключ" на рейке поменять. Так что делать переключения нужно в первую очередь безопасно, а уж потом быстро.
Max_Ti
У нас вчерась отключился транс от газовой защиты. ПС одно трансформаторная. Обесточили N-ое количество избирательных участков icon_smile.gif. Бригада приехала и определила что ушло часть масла, масло долили...и включили транс.
Так шо в военное время все инструкции до одного места.
Dmitry_G
Диверсия. icon_biggrin.gif У нас бы за это , во время выборов, подвесили б за одно место.

А что, кроме ОД там разве нет ТР или ШР? Мы обычно заводим ОД, а после разъединителем ( вручную правда, но все равно быстрее чем ОД) включаем на х.х.

Кто выборы выиграл-то?
Serg_A
Цитата(Roman D @ 6.2.2010, 19:53) *
Считаю, что и там тоже не Откровения Иоанновы. icon_smile.gif
Коммутационыый ресурс выключателя, особенно масляного, снижается после каждой операции Вкл-Выкл.
Даже для вакуумных выключателей. Не зря Таврида придумала вакуумные контакторы ВН, которые включают-выключают часто используемую нагрузку.
Меньше коммутируемый ток - меньше износ.


Ерунду Вы говорите. Выключатель предназначен для коммутации тока нагрузки. Количество операций включения/отключения никак не влияют на периодичность проведения кап. и текущих ремонтов. А вот количество отключений токов КЗ уже лимитируется.
Max_Ti
Мы тоже сначала схему собираем, а потом ЛР включаем под напряжением.

Цитата
Выключатель предназначен для коммутации тока нагрузки. Количество операций включения/отключения никак не влияют на периодичность проведения кап. и текущих ремонтов
И я такого мнения. Не из-за выключателя начинают с низкой стороны отключать. Хотя, раньше, когда выключателей не было, или когда они были не очень надёжные и начинали отключение с разгрузки...

to Dmitry G
Официальный результат будет 17.02. Предварительный - победил мужик. Баба отсала на пару процентов.

Кстати, для разнообразия темы беседы, можно порассуждать что сначала включать ЛР или ШР icon_smile.gif (по поводу порядка отключения тут и так всё ясно).
Сергей ДД
Сначало вводится в работу выключатель потом линия. Если выключатель в резерве, ремонте, неисправен, не смысла включать и линию от этого выключателя. Если линия под наряжением, то опробовать выключатель с линии рабочим напряжением нужно выводить ДЗШ, подобное прописывается дополнительно. Ну, а про повреждение на секции и линии при операциях с разьединителями писать не буду, и так ясно.
Serg_A
Цитата(Сергей ДД @ 16.2.2010, 22:33) *
Сначало вводится в работу выключатель потом линия.

А если линия транзитная тоже такая последовательность? Сомневаюсь. Можно привести кучу примеров когда такой порядок не соблюдается.
Цитата(Сергей ДД @ 16.2.2010, 22:33) *
Если выключатель в резерве, ремонте, неисправен, не смысла включать и линию от этого выключателя.

Тоже можно поспорить, в случае когда выключатель в резерве. Что значит в резерве? Может быть немедленно включен в работу по распоряжению диспетчера. Отключенный выключатель для работ на линии, если на нём не производится работ, находится в резерве.
Цитата(Сергей ДД @ 16.2.2010, 22:33) *
Если линия под наряжением, то опробовать выключатель с линии рабочим напряжением нужно выводить ДЗШ, подобное прописывается дополнительно.

Вот здесь ничего не понятно. Подробнее, не спеша распишите что Вы имели в виду. Включение выключателя на ПС после подачи напряжения на ВЛ? Включение выключателя после ремонта? И каким краем Вы сюда ДЗШ воткнули?
Цитата(Сергей ДД @ 16.2.2010, 22:33) *
Ну, а про повреждение на секции и линии при операциях с разьединителями писать не буду, и так ясно.

Лучше напишите. Ничего не ясно. icon_smile.gif
Сергей ДД
Цитата
А если линия транзитная тоже такая последовательность? Сомневаюсь. Можно привести кучу примеров когда такой порядок не соблюдается.
Давайте рассматривать варианты с одним выключателем и тупиковой линией. Вариантов может быть много, на сложные переключения по вводу составляются программы, а это уже отдельная тема.

Отключенный выключатель для работ на линии, если на нём не производится работ, находится в резерве.
Да, правильно, но и шинный в таком случае включен. Не наш случай, мы рассматривает последовательность ШР -ЛР.

Цитата
Вот здесь ничего не понятно. Подробнее, не спеша распишите что Вы имели в виду. Включение выключателя на ПС после подачи напряжения на ВЛ? Включение выключателя после ремонта? И каким краем Вы сюда ДЗШ воткнули?


Опробование выключателя с другой подстанции рабочим напряжением после ремонта. В этом случае ДЗШ выводится. Это то же сложный случай и здесь не совсем корректрно вспоминать про последовательность ШР-ЛР.

Ну а классический вариант когда происходят ошибки персонала, при включении оборудоваия в работу на не снятые ПЗ, включенный выключатель и другие инструменты и приспособления оставленные на рабочем месте. Включая последним линейный шансов получить меньшую аварию больше. Чем замыкая цепь шинным.
Гость
Безопасней включать (под нагрузкой) масленник или ваккумник с высокой стороны, чем дряхлый АВМ или разеденитель (под нагрузкой) с низкой стороны?Случаи были всякие;неотключался МВ,несработала ни одна защита(спасибо релейщикам)кабель отгорал см на30-40.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
   Rambler's Top100      
Электрик © 2002-2008 Oleg Kuznetsov     
  Русская версия IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.