Цитата(Гость_Максим_* @ 22.9.2014, 7:43)
подключать ноль или нет, как я понял он нужен только для заземления,
... а движок заземлен через трубу скважины (глубина - 18м), ноль пока не подключили, рискнули запустить, движок нормально работает, вода не щиплет.
Скажу как чайник. И пусть потом в меня кидают тапками.
Как понимаю, труба скважины глубиной 18 метров - обсадная, значит имеет хороший контакт с землёй, и может использоваться в качестве заземлителя.
Если электродвигатель имеет надёжный электрический контакт с этой трубой, значит, он заземлён.
Если нулевой провод при чиркании о хорошо заземлённый предмет искрит, то такой ноль в прсторечии называют "грязным", на нём присутствует напряжение несколько вольт относительно земли. Для рабочего нулевого проводника (по которому проходит ток нагрузки) это нормально.
Присоединение нулевого проводника к корпусу электродвигателя необходимо для того, чтобы при пробое изоляции обмотки на корпус возникло "качественное" короткое замыкание с резким нарастанием тока. Это вызовет надёжное срабатывание автомата защиты (сгорание предохранителя).
Однако, при низком качестве наших электросетей, возможно возникновение такой ситуации (обрыв нулевого проводника на участке между трансформатором и потребителем, ещё хуже, когда при этом ещё добавится короткое замыкание фазного провода с этим обрывком нуля), когда на нулевом проводнике со стороны потребителя появится напряжение, равное фазному. Соответственно, в таком аварийном случае ток замыкания на землю потечёт через Вашу обсадную трубу. Сработает ли при этом защита на трансформаторной подстанции - вопрос. А приближаться к трубе станет опасно (см. "шаговое напряжение").
Кроме того, если кабель на двигатель будет тонким, он разогреется от тока утечки, и возможен пожар.
Чтобы избежать таких последствий нулевой проводник линии электропередачи должен быть заземлён ещё до ввода в Ваш дом, и чем надёжнее, тем лучше (к хорошему заземлителю и толстым проводом, на опоре, с которой сделан ввод в Ваш дом или на следующей, дальше от трансформатора, а также на последней, конечной опоре этой линии).
Если этого нет, и добиться выполнения повторного заземления Вы не можете, ставьте на двигатель УЗО (четырёхполюсное без использования полюса N) и обеспечьте надёжный контакт корпуса двигателя с обсадной трубой (приварите к трубе болт и соедините куском провода не тоньше питающего земляную клемму двигателя с этим болтом).