Установившийся антициклон с морозами, морозы были по утрам до -26 - 30оС. Приезжаю на дачу, а на экране монитора контроллера (ePever Transer 4210A) при солнце почти перпендикулярно солнечным батареям скучные 14 В и 0 А на входе и 13 В и 0 А на выходе (на зарядку АКБ). Батареи чистые, не в снегу. Отключил рубильник на входе, измерил тестером напряжение холостого хода солнечной батареи: 92 В, большое, летом больше 86 В и не видел, но всё-равно меньше допустимых для контроллера: 100 В. Засел в интернет, выяснил, что с понижением температуры солнечной батареи, напряжение холостого хода (без нагрузки) растёт. На сколько, вопрос? По паспорту напряжение ХХ одной солнечной батареи 36,8 В, у меня их две, соединённых последовательно.
Решил утром, пока солнце за лесом, встать тестером на клеммы рубильника от солнечной батареи и проверить подозрения.
Утром подключил тестер, слежу. Солнце было ещё за лесом, а напряжение было уже 109 В, термометр в машине показал -28 оС. Продолжил наблюдения, больше напряжение не выросло, а через час после восхода Солнца напряжение ХХ довольно быстро упало до 90 В, видимо батареи нагрелись от почти весеннего Солнца.
Контроллер вскрыл - сдохли выходные ИГБТ транзисторы, что захватили с собой не известно. Попробую поменять, цена вопроса рублей 300. Но заказал новый контроллер на входное напряжение до 150 В. Можно, конечно соединить солнечные батареи параллельно, но с нашим климатом существенно упадёт эффективность.
Так, что имейте ввиду: - контроллеры надо брать как минимум с двух кратным запасом по напряжению относительно паспортного напряжения ХХ солнечных батарей.