Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Перейти к полной версии этой страницы на форумах сайта Электрик: Это мы не проходили, это нам не задавали.
Форумы сайта ЭЛЕКТРИК > Обо всем > Вопросы от профессионалов


DaaN
Дано: ГПП - РП-1 - ТП-3 - ТП-6 - ТП-7А. Все соединено кабельными линиями 10 кВ. Трансы ТМ (100 и 160 кВА).
Имеем: Звонят с ТП-7А и говорят что "приходит" 600 В на ВРУ в здании (лампы все разом перегорели, два блока оборудования сдохло ну и т.п.). Далее, на второй секции шин появляется "земля" на ГПП (в РП-1 по вводной ячейке II с.ш. тоже выпал блинкер "земля"). В результате поиска и осмотра установлено: выброс масла из трансформатора на ТП-6 и горячий (бак) трансформатор на ТП-7А. Оба транса выведены из работы - земля пропала. Все плавкие вставки, автоматические выключатели, РЗ и А не сработали (ну кроме блинкеров). Хотя еще бы час работы и на ТП-6 транс взорвался бы (в помещении трансформатора жар ощущался на пороге и масло текло из расширительного бака уже, все остальные соединения не продавило...)
Вопрос: как может межвитковое заземление в трансе дать "землю"? Ну тут есть такое себе объяснение (но хоть что-то): внутри бака перемкнуло обмотки (то есть нулевая точка попала на обмотку ВН). Дальше не понятно. Если принять за начальную точку зрения что первым "сдался" транс на ТП-7А, то учитывая, что связь между ними это только кабельная линия, как мог "улететь" транс на ТП-6? КЛ длиной ~ 5 км. Транс с ТП-6 проверял (меньше года назад) мегером, микроометром и на пробой масло сдавал (мегер: что-то около 1 ГОм; микроомметр: <2% разброс; масло около 40 кВ держало до пробоя). А вот на ТП-7А транс не проверял.
Трансы еще не вскрывал, поэтому тут не скажу пока.
uvk2
В коммутационной аппаратуре ничто не могло на землю сесть?
DaaN
Цитата(uvk2 @ 5.10.2019, 23:36) *
В коммутационной аппаратуре ничто не могло на землю сесть?

Выключатели нагрузки по высокой стороне...ячейки КСО-366 (все еще производства СССР). Ничего не увидели "такого". Да и бумкнуло бы я думаю (следы КЗ были бы, да и ПКТ не думаю чтобы целые смогли остаться), если где в выключателях "земля" бы появилась неожиданно...
Roman D
А почему именно межвитковое, а не пробой на корпус?
DaaN
Цитата(Roman D @ 5.10.2019, 22:57) *
А почему именно межвитковое, а не пробой на корпус?

Ну да, так-то не вскрывал еще. Может и это. Просто единственное объяснение "земли" на ВН это то что туда как-то попала нулевая точка в трансе. А вот как два транса на расстоянии 5 км помереть смогли синхоронно - загадка.
Roman D
Цитата(DaaN @ 5.10.2019, 23:00) *
А вот как два транса на расстоянии 5 км помереть смогли синхоронно - загадка.

Атмосферное электричество, а ОПНов нету...
DaaN
Цитата(Roman D @ 5.10.2019, 23:47) *
Атмосферное электричество, а ОПНов нету...

То есть отсутствие ОПНов сказалось? Так-то кабельная линия, движков нету...
uvk2
Прежде чем вскрывать испытали бы тр-ры ещё раз. Сопротивление изоляции, обмоток, коэф. трансформации, и повышенным напряжением.
DaaN
Цитата(uvk2 @ 6.10.2019, 22:38) *
Прежде чем вскрывать испытали бы тр-ры ещё раз. Сопротивление изоляции, обмоток, коэф. трансформации, и повышенным напряжением.

У трансов баки нагрелись, масло у одного литров 15 выдавило. Не, ради интереса я микроомметром и мегаомметром гляну. Но если это не сами трансы тогда от чего их так повредило?
Roman D
Пять километров кабельной линии - это ого-го реактивный компонент. Мало ли какие там резонансы могут быть: никто ж их там не считал...
DaaN
Цитата(Roman D @ 7.10.2019, 9:29) *
Пять километров кабельной линии - это ого-го реактивный компонент. Мало ли какие там резонансы могут быть: никто ж их там не считал...

Хм... заставляет задуматься. Я так думаю там и были ого-го резонансы (но этого уже не узнать, нет регистрирующих приборов там). Однако установка ОПН на длинные КЛ регламентируется только в части защиты от грозовых перенапряжений. В момент повреждения (да уже очень давно) гроз не было в той местности.
Коммутация выключателями нагрузки осуществляется. Мне все же видится банальное старение оборудования - с 1986 года трансы пашут (а у них срок службы 25-30 лет).
uvk2
Цитата
с 1986 года трансы пашут
icon_biggrin.gif icon_biggrin.gif У нас на заводе один транс выпуска 1959 года. И все работает... В нем масло уже больше на нигрол похоже. icon_biggrin.gif Нагрузка сейчас правда чуточная... Кремежные вещи раньше делали.
DaaN
Ну, в общем, так...
Оказались выбиты две ПКТ на 50 А на ТП-3.
Транс на ТП-6 "кончился". Обмотки НН (особенно между фазами и нулем) имеют разброс больше 2%. Масло влажное (Кабс = 1,0 - 1,1). Вздута (немного) крышка бака, масла литров 20 выдавило.
На ТП-7А обмотки живы, масло влажное (Кабс = 0,97).
Скорее всего было так:
Перемыкает обмотки НН в трансе на ТП-6 фаз В и С, от большого потребления тока перегарают ПКТ на ТП-3 в фазах В и С. Ну а транс на ТП-7А оказался заложником ситуации и просто работал на одной фазе.
Гость
Цитата(DaaN @ 11.10.2019, 19:29) *
Ну, в общем, так... Скорее всего было так...
Эти трансформаторы на одном фидере последовательно сидели? А чем это Вы влажность масла определили? Коэффициент абсорбции 0,97 - 1,1 не самый плохой, бывает и хуже...
DaaN
Цитата(Гость @ 11.10.2019, 20:44) *
Эти трансформаторы на одном фидере последовательно сидели? А чем это Вы влажность масла определили? Коэффициент абсорбции 0,97 - 1,1 не самый плохой, бывает и хуже...

На одной секции шин 10 кВ. MIC 2500. Отношение R60 к R15.
Roman D
А чё влажность? Выдавило масло - разгерметезировался; остыл - воздуха насосался.
uvk2
Цитата
Масло влажное (Кабс = 1,0 - 1,1)
Изоляция обмоток, а не масло. Но тогда по идее, прошить должно высокую сторону.
DaaN
Здесь вот еще в чем вопрос. А как транс на ТП-7А (ТМГ-160, 10/0,4) мог выдавать почти 670 В по НН при работе на одной (ВН) фазе А? (То есть на ТП-3 выбило две ПКТ, и осталась только одна фаза). Ну естественно транс грелся (в первом посте это я описал). Сам я конечно не присутствовал у транса, но дежурная смена объекта замерила напряжение на шинах 0,4 кВ прям в подстанции (КТП).
PS. Включили сегодня под холостой ход транс на ТП-7А. Напряжение в норме выдает.
ЛЕША
Сами-то подумайте-одна фаза по ВН, цепи тока нет, следовательно транс в принципе не может работать.
Потому намеряли погоду в Африке по стороне НН...
Кстати, чем измерения делали?
DaaN
Цитата(ЛЕША @ 16.10.2019, 8:03) *
Сами-то подумайте-одна фаза по ВН, цепи тока нет, следовательно транс в принципе не может работать.
Потому намеряли погоду в Африке по стороне НН...
Кстати, чем измерения делали?

Тогда еще веселее и загадочнее.
Выбило все лампы, сгорело два блока радиоаппаратуры, сгорел щит вводной.
Мерили мультиметром поверенным.
Получается могет работать на одной фазе-то? А почему цепи тока не будет? Вроде как магнитно они связаны. От одной обмотки через поле и на другие обмотки...не? Ну по крайней мере хоть какое-то объяснение что транс работал...
Соединение обмоток у транса Y/Yн-0.
Теория она хорошо, но вот реально было. Реально оборудование погорело. Реально было напряжение на шинах 0,4 кВ... КТП однотрансформаторная.
Гость_гость_*
Цитата(DaaN @ 16.10.2019, 8:36) *
Тогда еще веселее и загадочнее.
Выбило все лампы, сгорело два блока радиоаппаратуры, сгорел щит вводной.
Реально оборудование погорело. Реально было напряжение на шинах 0,4 кВ...

А селективности защиты по НН не было?
DaaN
Цитата(Гость_гость_* @ 16.10.2019, 10:47) *
А селективности защиты по НН не было?

Нет тут РЗиА (долгая история "почему так"). Есть ПКТ...даже газового реле нема...
Ваня Иванов
Цитата(DaaN @ 5.10.2019, 21:42) *
Дано: ГПП - РП-1 - ТП-3 - ТП-6 - ТП-7А. Все соединено кабельными линиями 10 кВ. Трансы ТМ (100 и 160 кВА).
Имеем: Звонят с ТП-7А и говорят что "приходит" 600 В на ВРУ в здании (лампы все разом перегорели, два блока оборудования сдохло ну и т.п.). Далее, на второй секции шин появляется "земля" на ГПП (в РП-1 по вводной ячейке II с.ш. тоже выпал блинкер "земля").
Вопрос: как может межвитковое заземление в трансе дать "землю"?
Уважаемый коллега DaaN! Внимательно изучив изложенную Вами информацию, прихожу к выводу, что Вы путаете причину и следствие. Никакого "межвиткового заземления" в трансе у Вас не было - это чушь, которую Вы сами придумали.
В действительности всё происходило с точностью до наоборот. Вначале где-то в сети 10 кВ связанной со второй секцией шин 10 кВ замкнула на землю одна из фаз (такое часто случается и не должно привести к катастрофическим последствиям в сети с изолированной нейтралью). После этого напряжение на других фазах этой секции и всей соединённой с ней сети увеличилось до 10 кВ по отношению к земле, что в амплитуде составляет 14 кВ. В нормальном режиме работы сети 10 кВ с изолированной нейтралью фазное напряжение (напряжение фазы по отношению к земле) как известно составляет всего 5,77 кВ, т.е. в корень из трёх раз меньше линейного напряжения 10 кВ.
Дальше всё закономерно, старое и крайне плохо обслуживаемое электрооборудование 10 кВ не выдержало такого перенапряжения и рассыпалось как карточный домик...
НИР
Согласен с Ваней Ивановым.
Пробой изоляции 10кВ в какой то фазе трансформатора с замыканием на землю, установившееся перенапряжение в 1,73 раза (при перемежающейся дуге в разы больше), пробой изоляции в другой фазе другого трансформатора и получаем так называемое двойное замыкание на землю, т.к на разных фазах то по сути к.з. , возможно через сопротивления обмоток трансформаторов. Вообще то МТЗ должна бы работать, хоть даже на ГПП.
DaaN
Цитата(Ваня Иванов @ 16.10.2019, 14:31) *
Уважаемый коллега DaaN! Внимательно изучив изложенную Вами информацию, прихожу к выводу, что Вы путаете причину и следствие. Никакого "межвиткового заземления" в трансе у Вас не было - это чушь, которую Вы сами придумали.
В действительности всё происходило с точностью до наоборот. Вначале где-то в сети 10 кВ связанной со второй секцией шин 10 кВ замкнула на землю одна из фаз (такое часто случается и не должно привести к катастрофическим последствиям в сети с изолированной нейтралью). После этого напряжение на других фазах этой секции и всей соединённой с ней сети увеличилось до 10 кВ по отношению к земле, что в амплитуде составляет 14 кВ. В нормальном режиме работы сети 10 кВ с изолированной нейтралью фазное напряжение (напряжение фазы по отношению к земле) как известно составляет всего 5,77 кВ, т.е. в корень из трёх раз меньше линейного напряжения 10 кВ.
Дальше всё закономерно, старое и крайне плохо обслуживаемое электрооборудование 10 кВ не выдержало такого перенапряжения и рассыпалось как карточный домик...

Кабельные линии включены, транс на ТП-7А включен (ПКТ на ТП-3 в фазах В и С заменены). Проблем больше нет.
Сразу после информации о наличии "земли" на ячейке отключили трансы на ТП-6 (второй) и ТП-7А. Кабельные были включены сразу. Земля ушла.
Вопро-о-о-о-с... а как так?
И, да - транс на ТП-6 так нагрелся, что жаром обдавало уже на пороге в трансформаторное помещение, давило масло и крышка бака выгнута. На ТП-7А просто бак был теплый, а в ТП-6А жар аж в помещении.
Пробой КЛ и КЛ пашут дальше без проблем?
И до ТП-6 есть еще ТП-3, а с РП-1 со второй секции еще куча подстанций. Как-то избирательно. Оборудование везде старое.
Замыкает НН обмотки в трансе на ТП-6. Транс начинает потреблять энергию. Для ТП-6 вышестоящая ТП это ТП-3. В ТП-3 выбивает две ПКТ 10 кВ в фазах В и С. В итоге на ТП-7А приходит одна фаза (как вот с одной фазы транс по НН 600+ В выдавал?). Линиям тоже почти 40 лет. Уж если б пробило КЛ-10 кВ на землю и включив опять КЛ блинкер думаю выпал бы, да?
Ну может замкнуло и ВН обмотки в трансе на ТП-6 - развитие событий дальнейшее такое же (хотя и разброса сопротивления постоянному току нет у ВН обмоток). Факт такой - отключен транс на ТП-6 и проблем нет.

Цитата(НИР @ 16.10.2019, 15:39) *
Согласен с Ваней Ивановым.
Пробой изоляции 10кВ в какой то фазе трансформатора с замыканием на землю, установившееся перенапряжение в 1,73 раза (при перемежающейся дуге в разы больше), пробой изоляции в другой фазе другого трансформатора и получаем так называемое двойное замыкание на землю, т.к на разных фазах то по сути к.з. , возможно через сопротивления обмоток трансформаторов. Вообще то МТЗ должна бы работать, хоть даже на ГПП.

Вы не совсем с Ваней согласны icon_smile.gif
Ваня утверждает что где-то в кабельной линии пробой.
Но еще раз - отключив трансы на ТП-6 и ТП-7А проблема ("земля") ушла.
Сейчас включено все кроме второго транса на ТП-6 (ну который и приказал долго жить).
По замерам у этого транса разброс сопротивления обмоток постоянному току (обмоток НН) больше 2%. Очень больше.
Ваня Иванов
Цитата(DaaN @ 16.10.2019, 15:41) *
Ваня утверждает что где-то в кабельной линии...
Ваня этого не говорил! Я говорил "где-то в сети 10 кВ", имея в виду всё электрооборудование 10 кВ.
Цитата(DaaN @ 16.10.2019, 15:41) *
..Сейчас включено все кроме второго транса на ТП-6 (ну который и приказал долго жить). По замерам у этого транса разброс сопротивления обмоток постоянному току (обмоток НН) больше 2%. Очень больше.
Чем измеряли это сопротивление? Какое омическое сопротивление обмоток ВН? Какое сопротивление изоляции обмоток ВН и НН относительно корпуса и между собой? Где находится ПБВ у этого транса, на стороне ВН или на стороне НН?
Судя по информации коллеги DaaN, распределительная сеть у них сделана крайне бестолково, если не сказать по-идиотски и в этом не вина DaaN - такое наследство ему досталось от былых товарищей, которые делали пятилетку в три года и получали за это ордена, медали, должности, премии, почётные звания...
Valerapol
Цитата(DaaN @ 16.10.2019, 15:41) *
...Для ТП-6 вышестоящая ТП это ТП-3. В ТП-3 выбивает две ПКТ 10 кВ в фазах В и С. В итоге на ТП-7А приходит одна фаза...

Что-то какое-то запутанное ваше объяснение схемы получается. В ТП-3 ПКТ 10 кВ защищают КЛ 10 кВ от ТП-3 до ТП-7А? Обычно плавкие предохранители применяют для устройства защит перед трансформаторами. Для защит от повреждений в кабельных линиях устанавливают коммутационные аппараты, обеспечивающие отключение всех трех фаз одновременно.
DaaN
Цитата(Valerapol @ 16.10.2019, 16:20) *
Что-то какое-то запутанное ваше объяснение схемы получается. В ТП-3 ПКТ 10 кВ защищают КЛ 10 кВ от ТП-3 до ТП-7А? Обычно плавкие предохранители применяют для устройства защит перед трансформаторами. Для защит от повреждений в кабельных линиях устанавливают коммутационные аппараты, обеспечивающие отключение всех трех фаз одновременно.

ГПП -> РП-1 -> ТП-3 -> ТП-6 -> ТП-7А.
ГПП (расшифровка нужна?) - РП-1 (распределяет 10 кВ по подстанциям; две секции шин) - ТП-3 (промежуточная двухтрансформаторная ТП) - ТП-6 (тоже) - ТП-7А (тупиковая).
На ГПП - РЗиА есть (это сетевая компания). РЗиА - Сириус (электронное все, все новое). РП-1 - ВМП-10 и ВПО-10 их привода (в приводах есть РТВ - запитаны от ТПЛ-10, толком не работают - нет службы РЗиА (пытаюсь создать)) - дальше разброд и шатание. На ТП-3 в сторону ТП-6 - ПКТ-101 50А. На ТП-6 от ТП-3 - просто шины (вместо ПКТ просто шины смонтированы). От ТП-6 на ТП-7А - ПКТ-101, 40 А. В ТП-6, Т-2 защищен ПКТ-101, 20А. В ТП-7А - самодельные ПКТ на момент аварии (заменены на 16А, согласно проекта). Сгорели только две ПКТ и на ТП-3. Коммутационные аппараты в ТП: ВНР-10...
Что устанавливают и как должно быть это в книгах и буклетах, а есть реальная жизнь...

Цитата(Ваня Иванов @ 16.10.2019, 15:57) *
Ваня этого не говорил! Я говорил "где-то в сети 10 кВ", имея в виду всё электрооборудование 10 кВ.
Чем измеряли это сопротивление? Какое омическое сопротивление обмоток ВН? Какое сопротивление изоляции обмоток ВН и НН относительно корпуса и между собой? Где находится ПБВ у этого транса, на стороне ВН или на стороне НН?
Судя по информации коллеги DaaN, распределительная сеть у них сделана крайне бестолково, если не сказать по-идиотски и в этом не вина DaaN - такое наследство ему досталось от былых товарищей, которые делали пятилетку в три года и получали за это ордена, медали, должности, премии, почётные звания...

Ну так там из электрооборудования кабельные линии считай и остались.
Не, сделано-то у нас нормально. Живем, не тужим. РЗиА элетромеханическое есть (но нужна проверка/настройка/ремонт) в РП (их три). Два независимых ввода. На приемниках особой группы I категории дизеля. Все четенько. Сейчас идет реконструкция. Вакуумники, РЗиА электронная, КТПшки, новые КЛ, все ровненько будет.
Но пока имеем, что сохранилось.
Измерял витком. Численные значения омического сопротивления не имеют толка, важен разброс и он больше 2%. Накоротко замкнутых обмоток кстати нет, то бишь полного нуля...вот здесь тоже странность. По сопротивлению (MIC-2500): ВН - НН+бак: 4 000 МОм; НН - ВН+бак: 280 МОм; ВН-НН: 4 000 МОм. ПБВ на строне ВН (5 ступеней). Замеры витком на всех 5 ступенях сделаны. По ВН разброс меньше 2%... Все приборы поверены. Все измерял по несколько раз (часа 2 потратил).
Но, факт - транс поврежден (масло выдавило, вздута крышка), очень сильно разогрелся и самое основное - выведен из работы и проблем нет (при условии что на ТП-7А транс включили).
Ваня Иванов
Цитата(DaaN @ 16.10.2019, 19:28) *
Численные значения омического сопротивления не имеют толка, важен разброс и он больше 2%. Накоротко замкнутых обмоток кстати нет, то бишь полного нуля...
Какой конкретно разброс по омическим сопротивлениям? Не партизаньте, здесь гестаповцев нет, выкладывайте всю объективную информацию, вплоть до погрешности измерений!
Цитата(DaaN @ 16.10.2019, 19:28) *
По сопротивлению (MIC-2500): ВН - НН+бак: 4 000 МОм; НН - ВН+бак: 280 МОм; ВН-НН: 4 000 МОм. ПБВ на строне ВН (5 ступеней). Замеры витком на всех 5 ступенях сделаны. По ВН разброс меньше 2%... Все приборы поверены.
Сопротивления нормальные, для трансформаторов на напряжение до 35 кВ включительно мощностью до 10 000 кВА и дугогасящих реакторов сопротивление изоляции обмоток должно быть не ниже 300 МОм при температуре обмотки 20 °С. Однако учтите, что эти значения получены при напряжении всего 2500 В.
Вы не пробовали испытать обмотки ВН повышенным напряжением хотя бы 15 кВ.
Так или иначе, без вскрытия не обойтись. Как говорят врачи, самый верный диагноз даёт патологоанатом после вскрытия клиента...

Marten
Цитата(Ваня Иванов @ 17.10.2019, 16:30) *
Однако учтите, что эти значения получены при напряжении всего 2500 В.
Вы не пробовали испытать обмотки ВН повышенным напряжением хотя бы 15 кВ.
Так или иначе, без вскрытия не обойтись. Как говорят врачи, самый верный диагноз даёт патологоанатом после вскрытия клиента...
Согласен. Недавно было у нас. Сработала земляная и максималка при запуске асинхронника 6кВ. При этом никаких хлопков и искр, дыма и т.д. небыло. Проверили независимо мегером (2500в) линию и двигатель, все нормально. Двигатель >200МОм. Линия и того более, да и емкостной заряд от мегера держит... Включили КЛ линию вхолостую без двигателя, держит все нормально. Подключаем двигатель снова, и опять та-же картина. Прозваниваем, изоляция замечательная по мегеру. Заменили двигатель на резерв. Запустили оборудование в работу. Начали готовить двигатель в ремонт. Вынули ротор - на одной из секций статора явный пробой обмотки на железо. При том без следов копоти, поэтому мегер и не "чухнул". Была бы возможность на тот момент провести ВВ испытания, думаю проблема сразу бы всплыла, точнее "пульнула" icon_smile.gif
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
   Rambler's Top100      
Электрик © 2002-2008 Oleg Kuznetsov     
  Русская версия IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.