День добрый. Я в электрике не разбираюсь, но т.к. стоит вопрос замены проводки в квартире, приходится ковыряться.
Собственно, в чем вопрос.
Дом старый, заземления в щитке не предусмотрено. Изначально я планировал делать по самой типовой схеме: фаза и ноль заходит через двухполюсной вводной автомат, от него фаза по групповым автоматам, с нагрузки возвращается провод на нулевую шину и с нее обратно на вводной автомат. Ну, естественно, с установкой в схему реле напряжения и узо, но это пока не так важно.
Вызвал электрика, чтобы убедиться в правильности своей схемы. Тот сразу все перечеркнул, и сказал, что в этих домах так делать не принято. Его схема: через оба полюса вводного автомата заходит ТОЛЬКО фаза (с перемычкой на входе). Дальше два этих фазных проводника разводятся каждый на свою группу автоматов, с групповых автоматов фаза идет на розетку (нагрузку), а вот уже с розетки возвращается не один, а два провода - ноль рабочий и ноль защитный, каждый на свою шину в щитке. Ноль рабочий подключается естественным образом в подъездном щитке, а вот защитный он предложил просто прикрутить болтом к корпусу этого щитка. При этом он очень настаивал на том, что реле напряжения в наших домах нафиг не нужно, т.к. скачков нет.
Насколько я понял, смысл в том, что это защитит меня от обрыва нуля, если таковой произойдет. Но мне почему-то нутро подсказывает, что в этой схеме что-то не так и это чрезмерное усложнение ради ничего.
Очень долго курил форумы по этой теме, в целом (как лично мне видится) обрыв нуля связан с тем, что сечение проводника не держит нагрузку. Но по моей схеме предусмотрена нормальная медная проводка по 2.5 кв.мм. на розетки и 4 кв.мм. на кухню (даже не одной линией). Плюс реле напряжения на входе и два отдельных узо (одно общее и одно на мокрые зоны). Я просто не могу представить, как в этой схеме может хоть что-то отгореть. У меня даже нагрузки толком нет. Ни навороченной духовки, ни даже мощной электроплиты (стоит самая простенькая на 2 конфорки).