Цитата(Roman D @ 11.7.2019, 8:47)

Насчет кранов. При работе на ОРУ их заземляют, и истории про крановщиков и их чудесное оживание внушают долю скептицизма.
А давайте вместе с калькулятором в руках проверим, могло ли "завалить" крановщика при покидании им автокрана, попавшего под напряжение ВЛ-110 кВ.
Надёжно заземлённый автокран, работающий на ОРУ-110 кВ, приблизился стрелой на недопустимое расстояние к действующей линии 110 кВ, при этом возникла электрическая дуга. Какое шаговое напряжение будет на расстоянии 0,3 м; 0,5 м; 1 м; 1,5 м и 2 м от автокрана при длине шага 0,3 м?
Линейное напряжение 110 кВ, фазное относительно земли (система с эффективно заземлённой нейтралью) будет меньше в корень из трёх, т.е. Uф = 110/1,732 = 63,51 кВ. Сопротивление ЗУ для ПС-110 кВ по нормам Rзу = 0,5 Ом. Сопротивление дуги невелико и составляет примерно Rд = 0,01 Ом. Следовательно, сила тока при КЗ на землю с учётом сопротивления дуги: Iкз = Uф/(Rзу + Rд) = 63,51/(0,5+0,01) = 126,76 кА. Падение напряжение на сопротивлении дуги составит: Uд = Iкз·Rд = 126,76 х 0,01 = 1,2676 кВ, а всё остальное напряжение: U = 63,51 – 1,2676 = 62,242 кВ будет приложено к автокрану. Между автокраном и землёй возникает шаговое напряжение, которое зависит от силы тока, удельного сопротивления грунта, расстояния от автокрана и ширины шага. Например, для суглинков удельное сопротивление равно 150 Ом·м. При ширине шага 0,3 м шаговое напряжение на расстоянии 0,3 м от автокрана составит
4803 В; на расстоянии 0,5 м будет
2161 В; на расстоянии 1 м составит
665 В; на расстоянии 1,5 м составит
320 В; на расстоянии 2 м составит
187 В (получено с помощью программы для расчёта шаговых напряжений).
Вывод: В случае КЗ
заземление автокрана не спасёт от поражения электрическим током! Для безопасного выхода из автокрана крановщик должен иметь диэлектрические боты, а также на случай его панического бегства (когда он забудет от страха применить диэлектрические боты) необходимо заранее на пути эвакуации постелить диэлектрический ковёр длиной не менее 2 м!